Ю. В. Кондратюк / О нём писали... / Единство и особенности







Единство и особенности /Циолковский - Цандер - Кондратюк/

Комиссией по изучению жизни и творчества нашего земляка Юрия Васильевича Кондратюка мне было поручено принять участие в научных Чтениях К.Э. Циолковского в 1983 году в Калуге. Эти Чтения, приуроченные ко дню рождения учёного, проводятся ежегодно. Съезжаются представители различных отраслей космической науки со всего Советского Союза. На занятиях мастистые и молодые учёные делятся результатами своих исследований, после чего в доброжелательной обстановке доклады обсуждаются. Чтения - подлинный форум космической науки.

На пленарных заседаниях XYIII Чтений / 1983 года/, кроме докладов учёных, с исключительным интересом были выслушаны и тепло приняты выступления лётчиков-космонавтов СССР А. Сереброва и А. Березового.

Первым на Чтениях было заслушано сообщение, посвящённое одной из сторон деятельности Юрия Кондратюка. При необычно большом числе слушателей на одной из секций кандидат медицинских наук Ф.П.Космолинский сделал доклад "Медико-биологические проблемы обеспечения полёта человека в космическом пространстве в работах Ю.В.Кондратюка". При подведении итогов Чтений доклад был высоко оценен.

Автору этих строк довелось с пользой дела для нашей комиссии иметь беседы с ветераном ГИРДа И.А.Меркуловым и видным историком космонавтики В.Н.Сокольским. Посчастливилось познакомиться с очень интересными людьми: внучкой К.Э. Циолковского В.В.Костиной, директором музея К.Э.Циолковскогов в селе Ижевском, где родился учёный, А.И.Ковалём, родители которого, к слову, родом с Полтавщины, архитектором и историком, создателем интерьеров многих музеев М.Н.Ефремовым, ветераном авиации подполковником в отставке И.В.Чернобаевым, который служил в 1932 году в Полтаве под непосредственным руководством С.А.Леваневского и многими другими. Некоторые из них подарили Полтаве скромные подарки - книги, брошюры с дарственными надписями.

Удалось пополнить книжный фонд нашей комиссии. Особый интерес представляет академический сборник "Из истории авиации и космонавтики" /выпуск №43, Москва, 1981/ , вышедший тиражом 700 экз., и немедленно ставший библиографической редкостью. Первой в сборнике помещена статья член-корреспондента АН СССР Б.В.Раушенбаха "Развитие советскими учёными теории космических полётов", в которой видный учёный делает краткий анализ вклада в дело разработки теоретических основ космонавтики к концу 20х - началу 30х годов "наиболее выдающихся деятелей этого времени - К.Э.Циолковского, Ф.А. Цандера и Ю.В Кондратюка / всюду цитирую Б.В.Раушенбаха - прим.автора/.

В нашей газете "Зоря Полтавщины" неоднократно освещались отдельные фрагменты жизни и творчества Ю.В.Кондратюка, но сравнительный анализ вклада трёх основоположников теории космонавтики представляет особый интерес, в этой связи я позволю себе кратко изложить основные положения статьи Раушенбаха, руководителя комиссии АН СССР по разработке научного наследия пионеров освоения космических пространств.

Автор пишет, что "на рубеже XIX и XX столетий на научном горизонте возникает гигантская фигура К.Э. Циолковского. Он первым формулирует основные теоремы, лежащие в основе современной ракетно-космической техники…" Далее следует краткое перечисление решённых патриархом космонавтики задач и его интереснейших идей и мыслей.

"Ф.А.Цандер и Ю.В.Кондратюк принадлежат к следующему поколению пионеров ракетной техники. В их работах относительно больший объём, чем у Циолковского, занимают вопросы технической реализации космических программ…

" Работы Цандера, посвящённые разработке конструкции космического летательного аппарата, жидкостного реактивного двигателя и астродинамики, "…являются крупным шагом вперёд на пути реализации идей освоения космоса при помощи ракет".

Труды Ю.В. Кондратюка тоже посвящены задаче реализации этих идей, но носят совершенно иной характер". Он пытался представить их в виде проекта, осуществление которого, по его мнению, возможно, было уже тогда, на рубеже 20х и 30х годов.

"Если для Цандера характерна глубокая проработка отдельных, важнейших, по его мнению, вопросов, то Кондратюк оставил нам менее детальные изыскания, но охватывающие более широкий круг вопросов. В его работах чувствуется желание достигнуть нужных результатов простейшими средствами, а, следовательно, в кратчайшие сроки. Взять хотя бы проблему старта. В то время, как в поисках путей уменьшения стартовой массы, Циолковский ищет решение проблемы в создании трассы разгона ракеты, по земной поверхности, Цандер - в комбинации ракеты и самолёта, то Кондратюк предлагает простой старт простой многоступенчатой ракеты прямо с Земли, отдавая себе отчёт в том, что это решение потребует больших стартовых масс, зато будет конструктивно более простым".

Кондратюк, пишет Б.В. Раушенбах, не пытался решить все задачи, нужные "для создания космической техники, а "выхватывает" отдельные вопросы, относительно которых у него возникают опасения, что они станут узловыми при практической реализации его проекта. Это приводит к кажущейся "неравнопрочности" его изложения". Далее автор оценивает то новое, что Кондратюк внёс в теоретические основы космонавтики сравнительно с Циолковским и Цандером, о содержании трудов которых Юрий Васильевич не знал.

По части ракетных двигателей Кондратюка интересуют чисто инженерные вопросы - охлаждение камеры и сопла, наилучшее смесеобразование, подача топлива в камеру сгорания. Здесь он указывает на необходимость турбонасосной подачи компонентов, предлагает шахматное расположение форсунок горючего и окислителя в двигателе, рекомендует охлаждение двигателя компонентами топлива и говорит о необходимости экспериментальных работ в этой области".

Стремясь к уменьшению пассивной массы ракеты, Кондратюк предложил рациональный весовой анализ её конструкции, который приводит к мысли о необходимости создания многоступенчатых ракет. Он рекомендовал применять экранно-вакуумную тепловую изоляцию космического аппарата, нашедшую сегодня широкое применение. "Для обеспечения безопасности на участке разгона Кондратюк предлагает кресла космонавтов, позволяющие переносить большие перегрузки за счёт индивидуальной подгонки их по фигуре космонавтов. Как известно, именно так решается эта задача на современных космических аппаратах".

Б.В. Раушенбах в этой, как и в других своих работах отмечает, что Ю.В.Кондратюк хорошо представлял себе облик системы управления космической ракетой, понимал, что управление ею должно быть автоматическим, и предложил схему системы управления "характерную для начала космической эры. Проблема спуска с орбиты на землю тоже была представлена им в простейшей, и вероятно, практически реализованной форме", - он предлагал аэродинамический с автоматическим управлением спуск и приземление при помощи парашютных систем.

"Большой заслугой Кондратюка является указание на то, что во многих случаях в качестве промежуточной базы следует пользоваться искусственными спутниками… Кроме того, он подчеркнул, что спуск на исследуемую планету выгоднее осуществлять с помощью специального посадочного модуля, отделяющегося от этой промежуточной базы и возвращающегося к ней". Мы знаем, что контакты с крупными небесными телами ныне осуществляется именно по схеме Кондратюка.

"Практическая направленность исследований Кондратюка проглядывает и в его представлении о целях космонавтики. Не отрицая возможности колонизации солнечной системы, он пишет о необходимости постановки более "рентабельных" задач для начального периода поиска целей космонавтики, могущих быть практически полезными уже сегодня, исходя из чисто земных потребностей".

Правильность постановки задач Кондратюком подтверждает сообщение на Чтениях лётчика-космонавта СССР А. Сереброва о том, что в последнем длительном полёте В. Лебедева и А. Берёзового они сэкономили только министерству геологии 150 млн. рублей.

Подводя итог, автор статьи утверждает, что " в результате глубоких исследований пионеров ракетной техники, прежде всего Циолковского, Цандера и Кондратюка, к концу 20-х - началу 30-х годов в СССР было достигнуто достаточно полное представление о путях осуществления космических полётов".

Статья Б.В.Раушенбаха, пожалуй, впервые сравнивает особенности разработок каждого из трёх учёных - основоположников теоретической космонавтики, подчёркивает то, что сумма их изысканий, дополняющих друг друга, стала фундаментом советской практической космонавтики.

А.В.Даценко, член по комиссии по изучению жизни и деятельности Ю.В.Кондратюка при Полтавской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры, инженер-подполковник.
3.10.1983г

О нём писали...
Ю. В. Кондратюк

Хостинг от uCoz